суббота, 16 февраля 2013 г.

Квадратура Круга


Добрый день, друзья! 

Меня зовут Игорь Сергеев. 

Для чего я вышел на этот доклад? Есть такое место на земле - Силиконовая долина. Это место где были созданы Microsoft, Apple и Facebook. Это место, где создана питательная ИТ среда, которая позволяет людям реализовывать свои идеи. У нас нет такой среды, но есть зачатки. Я хочу, чтобы Калининград стал естественной средой для любых идей в области ИТ. Я не верю в то, что такую среду можно создать по указке сверху, мы сами должны заняться этим. Создавая свои стартапы мы создаем среду. Я хочу поделится своим опытом создания ИТ-бизнеса в Калининграде, возможно кому-то это поможет.
Прежде чем начать свой спич, я бы хотел кратко рассказать о своем трудовом опыте, что бы Вы могли как-то соотнестись с моими идеями.
Я закончил математический факультет нашего Университета. На 4 курсе я начал работать в Историко Художественном Музее и написал свой первый самостоятельный продукт - база данных по учету музейных ценностей на MS Access. Когда твой продукт используется другими людьми это на самом деле непередаваемые ощущения
На 5 курсе я устроился на работу в заведение ОНУТЦ. Там я разрабатывал на HTML и Flash тренажеры для газовиков и нефтяников. После Университета я пошел в армию на один год, и после армии попал в компанию Системные Технологии. 
В Системных Технологиях меня болтало достаточно сильно. Я работал в подразделении CASE (сопровождение процесса разработки ПО), я участвовал в проекте разворачивания Мобильной Торговли в компании Dirol, я даже успел поучаствовать в нескольких проектах разработки. Через 3 года работы в СТ, я совместно со своим братом открыл собственную компанию Аистим - 1С:Франчайзинг. 

То есть перед началом работы в собственном бизнесе я был достаточно продвинутым ИТ-специалистом (по крайней мере, мне приятно так думать). 5 лет собственного бизнеса заставила меня пересмотреть многое в моем мировоззрении и мировосприятии. Именно об этом я бы хотел кратко Вам рассказать.
В моем представлении путь от айтишника к предпринимателю/бизнесмену можно нарисовать следующим образом:
Для меня любой айтишник, да и я сам выглядят квадратами. Наш разум расчерчен линейкой, в нашей голове куча рациональных знаний, ограничений и блоков, все иррациональные знания мы стараемся вывести за скобки собственного сознания. При этом мир вокруг нас - это идеальный круг, он вмещает в себя все, что доступно и недоступно нашему сознанию. 

Я пребываю в 100% уверенности, что чем лучше ты  вписываешься  в круг, тем лучший из тебя выйдет предприниматель, потому что хороший предприниматель оперирует любыми знаниями о мире и рациональными и иррациональными.

Для себя я этот путь назвал “Квадратура круга”. Есть такая задача в геометрии - нарисовать с помощью циркуля и линейки квадрат равный по площади заданному кругу. Данная задача не имеет решения. В нашем случае она еще осложняется тем, что мы должны проделать обратную операцию вписать заданный квадрат в некий круг.

Если вспомнить уроки информатики, то такую задачу можно решать методами аппроксимации:
То есть постепенно ломая барьеры в своем сознании, я двигаюсь к лучшему понимаю мира, и это позволяет мне развиваться как предпринимателю. Как вы можете догадаться, путь этот бесконечен.
Исходя из своей метафоры, я бы хотел рассказать о первых четырех стенах, которые мне пришлось сломать на этапе роста собственной компании.
Эти четыре стены можно озаглавить как:
  1. Финансы
  2. Маркетинг
  3. Люди
  4. Процессы


Финансы
Когда я работал за зарплату, для меня деньги выполняли функцию обеспечения жизнедеятельности, а также открывали мне дополнительные возможности (отдых, обучение, развлечение и т.д.). Для фирмы деньги также выполняют эти функции, но при этом для компании получение прибыли является основной деятельностью. Человек может сказать что деньги это зло, уехать на Гоа и жить там на пляже в тени пальмы питаясь бананами и заниматься самопознанием. Компания так поступить не может. Если Ваша идея, Ваш стартап не приносит прибыли - Вы умираете как компания. У вас может быть охрененная (из песни слова не выкинешь - прим fork) идея, супер команда, отличная инфраструктура. Но если вы не приносите денег - вы мертвец.
 Сейчас в моей голове постоянно горят светофоры Точка безубыточности, Уровень продаж, Рентабельность, Чистый денежный поток. Есть нормы, если норма не достигнута, то это влияет на всю деятельность компании.
Первый слом - переосмысление роли денег. Приоритезация на достижение финансовых показателей, как универсальных показателей жизнеспособности компании.
Маркетинг
Я помню один момент на второй или третьей неделе существования нашей компании. Мы сидели на 5 этаже в Доме Быта на Фрунзе в комнатушке 5x5. И я составил свой первый план продаж на месяц- “1С:Бухгалтерия 8 - 3 штуки”. Самое главное что я сделал, я внес этот план в базу, распечатал. Дальше я тупо смотрел в него минут 30 не понимая, что делать дальше. А потом встал и пошел продавать.
Спустя 5 лет я начал понимать что опыт прямых продаж самых дешевых продуктов 1С (не дороже 3000 р.) позволяет сейчас мне продавать проекты стоимостью 5 млн. рублей. Для айтишника это жестокая действительность. Никому ты не нужен со своими супер идеями, если ты не умеешь их продавать. Не надо сидеть и ждать, когда покупатель придет к тебе, ты должен сам искать своих покупателей. Если твоя идея стоящая, то через сарафанное радио ты получишь целый шторм продаж. Волна за волной. Но первую волну тебе придется раскачать самостоятельно, а в будущем еще и поддерживать хороший ветер :)
Второй слом - покупатели не выстраивались в очередь к нам, пришлось их искать самим
Люди
Сладкое словосочетание - делегирование полномочий. Честно признаюсь, что делегировать полномочия я начал только на 4 году жизни своей компании. Страх того, что подчиненный “Все сделает не так как нужно”, сменился пониманием того, что “Команда сделает на порядок больше чем ты один”. Это чувство схоже с эйфорией, когда твои идеи воплощаются в совместном движении команды людей. Главное не пытаться заставить людей делать что-то так, как ты это привык делать. Надо сконцентрироваться на целях, и транслировать эти цели команде. Особенно меня клинило на технических деталях проекта. Я влазил в сбор требований, в проектирование, в разработку, при этом когда погружаешься на такой уровень, то моментально забываешь о целях проекта, что приводит к срыву сроков и завышению бюджетов. Лучше собрать команду, которой доверяешь, и отпустить её в свободное плаванье, иногда подправляя курс.
Третий слом - без делегирования я превращал свой бизнес в место работы.
Процессы
Перфекционизм.

Перфекционизм взращивается айтишниками с детства. В университете только подкрепляют идею перфекционизма. 5 лет нас учат тому, что любая задача должна иметь идеальное решение. Это один из самых главных блоков, который мне пришлось ломать в себе. Любой процесс протекающий в компании, я старался сразу вылизать, описать и автоматизировать. Я тратил на это безумное количество энергии, забывая о финансах, продажах и людях. Было ощущение, что если я четко опишу деятельность своей компании в виде простых процедур, то она заработает как некий механизм. К сожалению это не так.
Четвертый слом - перфекционизм был для меня опасной ловушкой, которая мешала развивать компанию



Буду закругляться. Я описал 4 основных стены, которые пришлось ломать на начальных этапах работы компании. Самое интересное, что ломая 4 стены, ты выстраиваешь 8 новых более мелких, и так далее. Всегда есть куда расти и развиваться.
Я вас благодарю за внимание, надеюсь что было не очень скучно. Давайте доводить свои идеи до воплощения в реальном мире. Например я в поисках новых идей, и готов рассматривать сотрудничество :)
Желаю удачи в новых начинаниях!

Комментариев нет:

Отправить комментарий