вторник, 21 января 2014 г.

Кто живет и работает в Калининграде? Александр Пузаков

Всем привет.

После второго нагруженного форка, который проходил в сентябре к нам подошло несколько первокурсников и сказали, что у них масса свободного времени и они хотели бы затеять какую- нибудь свою движуху. Мы посоветовали ребятам начать с того, что взять интервью у нескольких человек, которые уже работают по их специальности (Компьютерная Безопасность) - они нашли несколько специалистов, договорились о встречах... К сожалению, тут кончился сентябрь и естественно свободное время, вместо них появилась куча лекций, практики и других студенческих веселостей. Интервью повисли в воздухе и мы решили встретиться и провести одну из тех запланированных встреч сами. Сегодняшний наш герой... Читайте сами, ниже все написано.

Как тебя зовут? 
Александр Пузаков.


Есть ли у тебя какой-нибудь ник в сети? 
Вообще нет, но хотя, если на просторах интернета встретиться Orionprime, то скорее всего это я.

Чем ты занимаешься? 
Сложно сходу ответить на этот вопрос: я занимаюсь многими вещами одновременно, возможно даже слишком многими.

Первое и основное занятие - это работа в университете в БФУ им.И.Канта. Я работаю там программистом в отделе производительных вычислений.

Моя дополнительная работа - фриланс. Например, сейчас мы с командой разрабатываем программное обеспечение для компании Ролтекс,.

Есть еще несколько своих проектов, они все касаются области компьютерной безопасности. Разрабатываем с командой свой продукт . Проводим различные мероприятия для студентов математического факультета. В феврале планируем провести Winter Coding Week.

Расскажи о своих проектах
Проекты эти я делаю не один, у нас одна команда, поэтому это скорее наши проекты.
Первый проект - мы проводим для первокурсников вводные занятия по основам и языкам программирования, даем базовые знания в области cтеганографии и форенсики. Эти знания нужны, чтобы принимать участие в соревнованиях по компьютерной безопасности (КБ). Мы сами в них участвуем: В прошлом году стали чемпионами России, а в этом году мы приняли участие в чемпионате мира.

Второй проект - это создание системы обмена зашифрованными сообщениями, чем-то похожей на скайп. По сравнению со скайпом, это будет более распределенная и более защищенная система.

Еще мы занимаемся созданием студенческой лаборатории в БФУ. Сейчас закупаем оборудование и ждем помещение. Мы хотим, чтобы у каждого студента была возможность прийти в эту лабораторию и заниматься собственными проектами. Там будет все необходимое для этого: мощные компьютеры, маки, система для тестирования - мобильные устройства и mockap система. Но самое главное конечно, это не оборудования и стены: ребята будут получать информацию о возможностях, которые их окружают, мы это делаем уже сейчас на базе того, что есть, но надеемся, что лаборатория поможет вывести нашу деятельность на новый уровень.

                     
Расскажи о том как родился проект по обучению студентов и создании лаборатории?
Я много ездил по России, бывал во многих российских ВУЗах, поэтому могу сравнить наш БФУ с другими университетами и сделать определенные выводы. Например я знаю, что в БФУ дается очень хорошая математическая подготовка, не без минусов конечно. Главный минус на математическом факультете в БФУ - это почти полное отсутствие практики. Не поймите неправильно - практические занятия есть, но большей частью мы делаем лабораторные, оторванные от реальной жизни. Да и формат их оставляет желать лучшего: Хочешь - делай сам, хочешь - спиши у соседа - нет никакой соревновательной части.
Наша задача показать ребятам как здорово создавать что-то самому и в команде. Мы хотим подготовить для себя достойную замену: мы дважды становились чемпионами России соревнованиях по КБ и при этом мы самый первый выпуск по этой специальности. Весь наш выпуск разлетелся по работодателям как горячие пирожки.

А где сейчас работают ребята с твоего выпуска?
Давай я расскажу о ребятах из своей команды, с которой мы становились чемпионами России. Юдин Михаил сейчас живет и работает в Калининграде техническим директором в компании Инфорта. Жасан Ольга работает ведущим программистом в Германии в компании, которая занимается разработкой банковского ПО. Чуриков Анатолий сейчас живет в Рэдмонде и работает в Microsoft. Я один из команды подзадержался в университете, мне хочется перед моим отъездом сделать что-то хорошее для университета и для города.

                      
А ты собираешься уезжать из Калининграда?
Мне очень нравится этот город, но предложения о работе есть из Москвы, Питера и из заграницы. Здесь в городе нет для меня работы.

Очень многие ругают университет за уровень образования? И многие говорят, что учится не надо, можно сразу пойти работать, ты что считаешь по этому поводу?
Это непростой вопрос, я думаю, что учеба в ВУЗе полезна на протяжении первых двух с половиной лет учебы, в университете человека ломают в хорошем смысле, он начинает мыслить по-другому. Наверное, для меня идеальный вариант, когда ты учишься и со второго курса начинаешь работать, тогда и учеба будет восприниматься совершенно по-другому, ты понимаешь что тебе и зачем. В первые два года учебы на математическом факультете дается очень хороший багаж математики и физики. Если человек будет программировать что-то не уровня 1С, то ему понадобятся и ряды Фурье - это функциональный анализ, который сложен для понимания, но на рядах Фурье построены все архиваторы или к примеру вам нужно будет сделать балансировщик нагрузки - это будет решение системы уравнений, а это уже линейная алгебра и такие примеры можно приводить бесконечно. И пока ты учишься, ты можешь обратиться с вопросами к преподавателям. Несмотря на их возраст, они знают очень много и больше дадут вам чем гугл и чтение американских форумов. И если у человека не будет хорошей математической подготовки, то соревноваться он будет с китайцами и индусами.

Вы собрались командой и вырвались из уровня Калининграда, хотя перед вами не было никакого примера, как это получилось? 

Это всегда происходит когда встречаются люди с одинаковыми интересами. Команда появилась в 2008 году, к нам на факультет пришло приглашение на соревнования по КБ, мы объединились одногруппниками и начали заниматься. Вначале факультет выделил нам преподавателя, который с нами занимался, мы начали постоянно принимать участие в соревнованиях, наш уровень стал очень быстро расти, потом мы стали заниматься самостоятельно. В 2012 году мы стали чемпионами России. Потом поняли, что в команду нужны новые люди, чтобы сохранить преемственность и стали проводить курсы среди студентов. Сейчас в команде около 20 человек, среди них есть и 5-курсники и 2-курсники, появилась преемственность.

Лаборатория будет посвящена не только КБ? Она будет для всех? 
Она будет для всех, чтобы ребята приходили и реализовали то что им нравится - собственные проекты.

Как вы планируете привлекать студентов в лабораторию?
Мне кажется, что самое главное - создать правильную атмосферу. Для начала нужно посмотреть сколько людей туда придет, потом постепенно мы начнем помогать ребятам с проектами, возможно кто-то будет выполнять роль ИТ менеджера. Изначальная идея в том, чтобы студенты варились в собственном соку, работая с собственными проектами. Сейчас многие уже работают над тем, что им интересно: кто-то занимается компьютерной графикой, кто-то делает инди игры. Мы хотим собрать их всех на одной площадке, чтобы они начали сталкиваться на ней с друг другом, обмениваться ресурсами, опытом, командами, знакомились.
Будет здорово если удастся создать атмосферу челенджа с момента поступления: пусть лучше первокурсники ставят себе цель "изменить весь мир", чем пятикурсники - "просто найти работу". Мы пока не знаем, в каком виде можно сотрудничать с сегодняшними компаниями, чтобы это не скатилось в хантинг и поэтому привлекать их будем поначалу осторожно.

То есть вам никакая помощь не нужна?
Пока нет, мы хотим запустить лабораторию и начать делать. Как только у нас начнет что-то получатся, мы начнем об этом рассказывать, кого-то приглашать. Вообще мы пока не так охотно об этом всем рассказываем, потому что еще не получили результат, который хотим.

Расскажи про ваше соревнования, как вы ездили в Лас Вегас? 
Вначале мы победили на российских соревнованиях. Они состояли из двух частей: первая - набор заданий, которые мы выполняли удаленно, а вторая часть - это практическая командная работа.

Каждой команде дают сервер, час на его настройку, а затем команды начинают искать друг у друга уязвимости, утаскивать флаги, защищаться от атак. Длится все это 8 часов, все это время ты находишься в постоянном напряжении.

После российских соревнований была сформирована объединенная команда. В Лас Вегас мы поехали объединенной командой, там были ребята не только из БФУ, но и из Томска и из Москвы. Мы прошли через отборочные соревнования из 800 команд, а в финале заняли 19 место из 20.

В чем заключается твоя работа в университете? 

Я работаю в университете со второго курса, это уже около 5 лет. Чем я только там не занимался. Сейчас мы делаем систему мониторинга для кластера. Это для меня скорее работа ради зарплаты, которая позволяет свободно по вечерам заниматься своими собственными проектами.

А свои собственные проекты (личные)? Ты ведь делаешь что-то?
Они касаются сферы безопасности. К сожалению, такие проекты практически не востребованы в России, из-за жесткого законодательства их практически невозможно запустить у нас. Основной совет, который я слышу от инвесторов, людей, работающих в этом бизнесе - уезжать из России.

То есть ты собираешься уезжать из Калининграда?
Да.

А чтобы ты хотел сделать до твоего отъезда? 
Я хочу запустить КБ (лабораторию для студентов). Это и держит меня пока здесь, возможно я был не прав, нужно посмотреть на результаты от ее запуска. Из того, что сделано, мы запустили курсы для студентов по КБ и команда мат.фака теперь все время пополняется новыми людьми, работает преемственность.
А как у нас будет готов рабочий прототип, скорее всего это будет январь-февраль, я поеду в Рэдмонд, показывать его инвесторам. Главное, что дает нам сейчас силы двигаться дальше, это то, что у нас появляются конкуренты. Это хороший показатель, там где есть конкуренты - появляется рынок.

Откуда ты? 
Родился недалеко от Калининграда - в Гвардейске .

Почему тебе интересно заниматься тем чем ты занимаешься? Свою специальность ты выбрал осознанно?
Нет, изначально я собирался поступать в МФТИ на искусственный интеллект, это скорее смесь физики и роботехники. БФУ был запасным вариантом. В МФТИ я поступил, но в итоге так получилось, что мне пришлось остаться в Калининграде. Специальность компьютерная безопасность тогда только открылась в БФУ, звучало интересно.

Как ты совершенствуешься как специалист?
Езжу на соревнования, собственные проекты, фриланс. Фриланс всегда беру такой, в котором у меня немного квалификации. Это не очень честно перед заказчиком, но зато очень хорошо прокачивает тебя, как специалиста. Пока всегда все успевал все сделать вовремя и без особых нареканий.

Как ты видишь развитие ИТ в Калининграде?
Хотелось бы, чтобы в городе появилась какая-нибудь якорная компания, что-то типа представительства Яндекса. Появление такой компании сильно бы изменило город и профессиональную среду.

На Форках ты еще ни разу не был? 
Нет не был.

Ты мог бы выступить с какой-то темой, докладом на Форке? 
Да, могу сделать доклад по криптографии или по командообразованию.

Расскажи любопытный факт о чем угодно?
В журнале в самолете прочитал, что только 2% девушек на земле считают себя красивыми

Почему ты не такой как все?
Да не знаю, наверное дурак. Я на самом деле всегда брал на себя слишкм много общественной нагрузки и сейчас, когда я мог бы уехать и строить карьеру я продолжаю заниматься общественной нагрузкой в ущерб деньгам. Как мне всегда говорили, я неудачный пример чего-либо. И уровень знаний несколько выше чем у сверстников и количество проектов уже позволяют подавать резюме на должность тим лида, но я все равно продолжаю заниматься общественной работой, которая не приносит денег.

Какие блоги сайты читаешь?
Секьюрити лаб. Основная подписка собрана в твиттере, хабр читаю и немного туда пишу. http://habrahabr.ru/users/apuzakov/

Есть хобби?
Мое хобби - это работа, мне это очень нравится.

Успеваешь читать книги?
Книги читаю редко.Раньше читал много фантастики, фентези, всякие стандартные вещи Властелин колец, Гарри Поттера, Толкиена. Из последнего интересного, мне понравилась книга Прохорова "Русская модель управления".

Какой человек на тебя повлиял сильнее всего? 
Если смотреть по жизни, это наверное отец. Он полковник, и когда он уходил в запас, говорили, что из штаба уходит последний настоящий военный. Для меня это было очень круто, я это слышал далеко не от отца, я это слышал от многих.

Он у тебя случайно не увлекался программированием?
Нет он военный человек, у нас как бы в семье больше военные люди, первый человек который решил заниматься математикой - это я.

Комментариев нет:

Отправить комментарий