четверг, 14 марта 2013 г.

Бояться глупо..

Привет. Стенограмма доклада еще одного спикера Толи Федченко с декабрьского самостоятельного Форка. Анатолий поделился с нами удачным и неудачным опытом начала своего дела. Текст авторский.

03-12-12 "Бояться глупо..."


Меня зовут Анатолий Федченко, я являюсь, как это модно говорить управляющим партнером веб-студии «Отражение».
А еще я предприниматель, не люблю слово бизнесмен, потому что в современном российском обществе оно имеет какой-то отрицательный оттенок, а слово предприниматель очень хорошо объясняет суть деятельности – это человек, который предпринимает действия, чтобы сделать себя и мир вокруг лучше. Не обязательно заниматься своим бизнесом, чтобы называть себя предпринимателем, каждый, кто не сидит ровно на попе, а пытается что-то изменить в этом мире, прежде всего себя –  предприниматель. Думаю, большую часть читающих этот пост можно отнести к таковым.


Но сегодня я буду рассказывать именно о том, что в классическом смысле подразумевается под предпринимательством, а именно создание компании, бизнеса, одной из целей которой, является получение прибыли.

В этом смысле предпринимателем я стал относительно недавно, а именно 9 марта 2011 года, когда уволился из компании «Системные Технологии». Желание создать свою компанию появилось несколькими годами раньше и как бы странно это не звучало окончательно сформировалось, когда я служил в армии. 

К моменту окончания службы я и мой партнер по этому бизнесу Андрей Шестаков решили создать веб-студию «Отражение», но как с этого начать зарабатывать деньги не очень представляли. Для начала сделали сделать сайт со странным названием echo-kaliningrad.ru и занялись его продвижением по тематическим запросам, при этом я вернулся на работу в Систех, а Андрей продолжал работать в одной из студий города.

Спустя несколько месяцев, нам улыбнулась удача, и я поехал на первые переговоры, в качестве исполнительного директора веб-студии «Отражение», хотя на тот момент кроме сайта и нас самих ничего не было. А назваться исполнительным директором мне просто показалось круто. Итогом переговоров стало подписание договора на разработку флэш-приложения для компании «Конти», походу событий пришлось решать на кого именно оформлять этот договор, т. к. ни юридического лица или ИП у нас не было. Но кто ищет, тот всегда находит. Подписание этого договора и стало отправной точкой для начала бизнеса, мы с Андреем уволились со своих работ и приступили к реализации проекта.

После эйфории по поводу первого заказа, пришло осознание, что надо искать еще клиентов, т. к. реализация проекта подходила к концу, а к нам почему-то не выстроилась очередь из желающих. 

Параллельно этому я зарегистрировал ИП, получил субсидию от государства 58 800 рублей, на которые купил компьютер, принтер, кресло и софт. Ничего сложного в получении этой субсидии нет, просто нужно быть готовым собрать кучу различных бумаг. И начал пытаться продавать наши услуги, при этом, не очень понимая как это делать. И понеслось.

Сегодня наша студия занимает 2-е место в Калининграде среди партнеров компании 1С-Битрикс, мы занимаем 240 место в общем рейтинге из порядка 8000 партнеров. Наши клиенты, это такие известные компании региона, как ГК «Бранвен», аптечная сеть «Новая Аптека», магазин мобильных телефонов KDmarket, ряд компаний из Москвы, Екатеринбурга и других городов России, есть клиенты из ближнего зарубежья Украины, Казахстана, Узбекистана. Почти все клиенты являются постоянными, т. е. однажды обратившись к нам, они обращаются снова. Это я считаю главным нашим достижением.

Когда я начинал заниматься этим бизнесом, я очень смутно представлял, как устроен сайт как таковой, какова ситуация на рынке веб-разработки даже в Калининграде. Тем более я не представлял где мы окажемся через год-два, но мне чертовски нравилась свобода, которую я получил и была уверенность, что если постараться, то обязательно получится. Я это все пишу к тому, что у всех нас есть куча стереотипов о бизнесе, о жизни, которые с каждым годом все сильнее укрепляются в наших головах. Которые мешают нам сделать тот самый первый шаг, с которого начинается путь. Я очень люблю фразу, авторство которой приписывается господину Эйнштейну: «Все с детства знают, что то-то и то-то невозможно. Но всегда находится невежда, который этого не знает. Он-то и делает открытие». Все ограничения только в нашей голове, если вы хотите сделать свой бизнес и готовы для этого работать у вас обязательно получится.

Помимо студии за это время я начинал еще несколько бизнес проектов, об одном из них, которые кто-то назовет ошибкой, т. к. завершился он неудачей, я хочу рассказать. Я считаю, что это был интересный проект благодаря которому, я получил много экспириенса и левел ап.
Начал этот проекта я летом 2011 года, идея была следующая: мы раздаем студентам бесплатные тетради, а зарабатывать планировалась на рекламных вставках в них. Мне она казалась очень удачной, ведь получалось, что все довольны: студенты получают так любимую ими халяву, в виде тетрадей, рекламодатели целевую аудиторию и постоянный контакт с ней, ведь в тетрадях пишут и волей не волей, будут видеть рекламу, ну и я не планировал остаться в обиде.

На этот проект я первый раз в своей жизни привлек консультантов. Мы решили провести тренинг, на котором подробно проработаем план действий, а так же отработаем схему продаж, в качестве будущего отдела продаж на этот тренинг я пригласил свою подругу и двух продажников из «Янтарных страниц», как я их нашел и убедил, что им это будет интересно отдельная история. Результатами тренинга стали сомнения в резонности всего мероприятия, т. к. появилось значительно более полная картина рынка печатной рекламы, но отступать уже не хотелось.

По итогам подготовительной работы были напечатаны несколько макетов будущих тетрадей и целая куча красивых коммерческих предложений, часть которых до сих пор лежит у меня дома. К сожалению, я просчитался по поводу продажников из «Янтарных страниц», они отказались от участия. Дальше началась стандартная работа по продажам (которой занимался я, моя подруга и моя будущая жена, за что им огромное спасибо), куча холодных звонков, встречи, какие-то договоренности, параллельно я занимался поиском типографии, которая за адекватную цену сможет напечатать необходимый мне тираж. Даже съездил на Неманский ЦБК в поисках необходимого мне качества и цены, как ни странно именно там я это и нашел. Так же велись переговоры с университетами о возможных вариантах распространения тетрадей. Через месяц, а может два, такой работы у меня были предварительные договоренности о готовности разместить рекламу с компанией Билайн и еще где-то 10 компаниями, сумма этих договоренностей была примерно равна стоимости печати тиража и совершенно не соотносилась с моими планами месячной давности.

Т. е. я планировал заработать на этом проекте, а в итоге получалось около нуля, без учета потраченного времени. В добавок был принят законопроект, который запрещал размещение рекламы в школьных тетрадях, казалось бы это не совсем связанно со студенческими тетрадями, но понятно, что это не совсем так. В голове у меня появилась мысль, а может пора остановиться и отказаться от этой затеи, ведь никаких обязательств, кроме как перед самим собой еще не было. В случае подписания договоров, мне предстояло напечатать тираж, стоимость которого была около 100 т. р., которые еще надо было найти, т. к. не все были готовы работать по 100% предоплате, а затем распространить тетради, что в свете принятого законопроекта уже не казалось такой простой задачей. В итоге я принял решение, зафиксировать убытки и свернуть проект, т. к. риски на тот момент мне показались слишком большими.


Когда с Борисом общались по поводу темы моего выступления, он написал в скайпе, что надо отметить почему важно не ссать. Я написал, что ответ очевиден, ведь если попробуешь, то может и не получиться, но если не попробуешь, то не получится точно!


Решение заниматься бизнесом не такое простое, но для этого не обязательно увольняться с работы, брать кредиты, вообще ничего не обязательно, кроме одного, делать и верить в то, что делаешь. Попробуйте и у вас обязательно получится!
Презентацию доклада можно скачать тут

Комментариев нет:

Отправить комментарий